Меню

Новости

Цены на зерно!!!!

11.07.2016

Пшеница 3 кл. 10400 руб/т с НДС

Пшеница 4 кл. 9300 руб/т с НДС

Пшеница 5 кл. - подробнее

Пшеница фуражная - подробнее

Ячмень - подробнее 

Кукуруза - подробнее

Горох - подробнее

Лён - подробнее

Соя - подробнее

подробнее...

Биодизель, производство биодизеля, получение биодизеля.

Биодизель, производство биодизеля, получение биодизеля.

Биодизельное топливо (БдТ) представляет собой сложный метиловый эфир масляных кислот с качеством дизельного топлива, производимый из масла растительного или животного происхождения.

В настоящее время в России и за рубежом, помимо применения чистого биодизельного топлива, рассматриваются практические аспекты использования в дизельных двигателях биотоплива из растительного сырья следующих видов:

  • натуральное рапсовое масло (в чистом виде) - исследования показали, что оно обладает плохими пусковыми свойствами при пониженной температуре, а из за наличия свободных кислот более агрессивно к конструкционным и уплотнительным материалам, имеет склонность к окислению при хранении;
  • биотопливо из смеси рапсового масла с дизельным топливом - в пропорции 75% рапсового масла и 25% дизельного топлива данная смесь обладает наилучшим соотношением баланса энергии (39,8 Гдж);
  • биотопливо из смеси дизельного топлива и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ).

Для производства биодизельного топлива в мире в основном используются следующие виды сырья: в Европе - рапс, в США - соя, в Канаде - рапс , в Индонезии - пальмовое масло, на Филиппинах - пальмовое, кокосовое масла, в Индии, в Африке - соя, в Бразилии - соя, касторовое масло, в России - рапс.

При производстве биодизельного топлива в очищенное от механических примесей масло добавляют метиловый спирт и щелочь, которая служит катализатором реакции переэтерификации. Смесь нагревают до температуры 50 °С. После отстаивания и охлаждения жидкость расслаивается на две фракции - легкую и тяжелую. Легкая фракция представляет собой метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ), или биодизель, тяжелая - глицерин. По своему молекулярному составу биодизель близок к дизельному топливу. Из 1 т семян рапса можно получить около 300 кг (3 0%) рапсового масла, а из этого количества масла - до 270 кг биодизельного топлива. Выход глицерина составляет при этом около 10%. Из него производят моющие средства, жидкое мыло и фосфорные удобрения.

Биодизель можно использовать как в чистом виде, так и в качестве добавки к дизельному топливу в количестве от 5 до 35% объема. При этом, как утверждает большинство специалистов, никакой модификации обычного дизельного двигателя не требуется. Исследования подтверждают, что мощность двигателя при работе на биодизеле несколько снижается и, как следствие, на 5-8% увеличивается расход горючего. Однако с помощью регулировок мощность двигателя можно восстановить. Ресурс двигателя при использовании биодизеля не меняется. Биодизель имеет хорошие смазывающие свойства, чем выгодно отличается от минерального топлива. Он продлевает срок службы двигателя, удаляя отложения нефтепродуктов на его деталях.

Кроме того, при использовании биодизеля в атмосферу выбрасывается значительно меньше вредных веществ, чем при работе двигателя на минеральном топливе. Выбросы сажи меньше на 50%, СО - на 10-12, СН - на 20%. Серы в выхлопе мало - 0,005-0,05% против 0,2-0,5% при работе двигателя на минеральном топливе. Из-за высокого содержания кислорода в биодизельном топливе (10%) в отработавших газах автомобиля больше окислов азота, но этот показатель снижается до нормы после соответствующих настроек топливной системы (уменьшение угла опережения впрыскивания топлива).

Производство дизельного биотоплива в мире непрерывно растет. За 15 лет (с 1991 по 2006 г.) оно выросло с 11 тыс, до 4,5 Млн т. По данным ЕС, рост инвестиций в производство биотоплива запланирован в большинстве стран. С 2004 г. руководство ЕС субсидирует фермеров, производящих сырье для биотоплива (выращивающих рапс), из расчета 45 евро/га. Изменения, происходящие в производстве дизельного биотоплива в различных странах ЕС, иллюстрируют данные табл. 142.

Для обеспечения предусмотренной директивой Евросоюза 2003/30 Е от 8 мая 2003 г. доли потребления биотоплива в 2010 г. в размере не менее 5,75% понадобится 12,5 млн т масла и жиров, в том числе 7,9 млн т рапсового масла (рис. 100). Будут построены 40 новых заводов. дефицит масла, покрываемый за счет импорта, составит около 1,6 млн т.

Оценка потребности Евросоюза в производстве биодизеля в 2010 г. позволит довести его долю в совокупном потреблении дизельного топлива до 5,75%.

Лидерами в производстве биодизеля, кроме Германии, являются Франция, Италия, США, Чешская Республика.

В США в 2006 г. действовало около 150 установок для производства дизельного биотоплива из соевого масла (90%), а также из других масел, включая животный жир.

В Италии производство биодизеля осуществляется примерно на 20-25% из собственного сырья (подсолнечное и соевое масло), а остальное - из импортируемого рапсового масла.

В Великобритании в 2005-2006 гг. предложено дизельное топливо смешивать с подсолнечным маслом. Оно на 20% было дешевле дизельного топлива.

Французские потребители пошли по пути использования смешанного дизельного топлива с небольшой растительной добавкой (около 3 0%). Это не требует затрат на модификацию двигателей под новые стандарты.

Параметры дизельного биотоплива по сравнению с дизельным топливом, полученным из нефти, приведены в табл. 143.

В России в промышленных объемах производятся высокоэнергетические масличные культуры (подсолнечник, рапс, соя, сурепица и др.), пригодные для выработки дизельного биотоплива.

ГНУ ВИМ, МГАУ проведен комплекс исследований по использованию в сельском хозяйстве биодизельного топлива на основе рапсового масла.

Сравнительные физико-химические характеристики рапсового масла, смесевого и дизельного топлива приведены в табл. 144.

Смесевое топливо по сравнению с метиловым эфиром рапсового масла имеет следующие преимущества: простая технология получения, реализуемая в сельскохозяйственном предприятии без накладных расходов, высокая стабильность в хранении, растворении на молекулярном уровне.

По сравнению с дизельным топливом плотность чистого рапсового масла больше на 9%, вязкость - в 25 раз, содержание серы - меньше в 10 раз, температура застывания - выше на 17 0С по сравнению с зимним топливом и на 8 °С ниже, чем летнего дизельного. Смесевое топливо по физико-химическим показателям занимает промежуточное положение.

Большая вязкость чистого рапсового масла осложняет его применение в двигателях, однако при повышении температуры до 70-90 °С его вязкость снижается до значений, близких к вязкости дизельного топлива.

Метиловый эфир рапсового масла по физико-химической характеристике (вязкость - зольность) ближе к дизельному топливу, при его использовании не нужен подогрев топлива, в меньшей степени образуются отложения на деталях цилиндропоршневой группы. Качество метиловых эфиров рапсового масла нормируется европейским стандартом ЕМ 14.214.2003 (ЕС).

С учетом мирового опыта использования биотоплива представляет интерес энергобаланс при производстве смесевого топлива и метилового эфира рапсового масла (табл. 145).

При производстве смесевого топлива с 1 га площади по топливной составляющей получается 39,8 Гдж. При производстве метилового эфира рапсового масла данная составляющая равна 28 Гдж. Однако в последнем варианте дополнительно получается 83 кг глицерина.

Анализ экологических показателей двигателей свидетельствует о снижении токсичных выбросов при работе с использованием биотоплива. Содержание окиси углерода СО (угарный газ) на всех режимах полной нагрузки и выбросы углеводородов (СН) уменьшаются примерно в 2 раза, количество твердых частиц - также в 2 раза, а на режиме малой нагрузки эти характеристики снижаются практически до нуля.